Вопрос эффективности изучения языка актуален как для преподавателей, так и для самих изучающих. Хотела бы поделиться своими наблюдениями, наработками и мыслями по этому поводу.

Для начала, давайте поделим сам процесс изучения языка на составные части. Что такое продвинутый уровень или средний? Как это измерять?

– словарный запас

– умение связывать слова между собой, то есть грамматика

– визуальное восприятие, то есть наше чтение

– аудио восприятие, то есть то, как слышим и пониманием

– воспроизведение письменное и устное, то есть умение говорить и писать.

Как учить слова?

Тематика. Как преподаватель, я рекомендую брать тематические слова, например, если вы учите тему кухня, то создайте себе список слов по данной теме. Как правило, легче запоминать систематичную информацию. Но не всегда! Аксиомы я не предлагаю, многие вещи индивидуальны.

Кроме того, попробуйте поискать в интернете картинки или фотографии к этим словам. Можете даже создать себе документ на компьютере, где напротив каждого слова будете сохранять картинки. Юмор всегда помогает, поэтому можете искать комиксы, смешные картинки, картинки о знаменитостях, фото из фильмов, которые видели. Фантазия здесь безгранична! Связывайте слова с Вашими личными интересами и ассоциациями.

Например, недавно смотрела фильм с Уиллом Смитом, ввела ключевые слова `kitchen and Will Smith` и вот, что я получила:

Старый сериал «Принц с Беверли-хилс».

Самодельные карточки. Есть исследование, что когда мы пишем от руки, наш мозг более задействован и соответственно лучше запоминает. Не могу сказать об актуальности для нового поколения, таких исследований я не встречала. Но для старшего поколения чаще всего подходит написание карточек. С одной стороны пишите слово, с другой стороны перевод. У вас будет стопка таки карточек. Просматривайте и в течение дня (на остановке, когда пьете чай и т.д.). Если Вы хорошо запомнили слово, откладывайте. Слова, в которых Вы ещё путаетесь, повторяйте, пока не запомните. Если у Вас развита визуальная память, можете поэкспериментировать с цветом ручки. А чтоб сделать процесс веселее, нарисуйте там смешную картинку, то есть «поприкалывайтесь».

Quizlet. Аналогичную идею с карточками сделали и для интернета. Я активно использую онлайн сервис Quizlet. В 90% это эффективный способ изучения слов. Собственно, он вмещает в себе всё необходимое для запоминания слова.

Снежный ком. Для этого упражнения Вам нужна помощь ещё одного человека. Снежный ком использую в подготовке устных последовательных переводчиков. Оно хорошо развивает память. Возьмите список слов. Ваш помощник говорит Вам слово с переводом, Вы повторяете. Затем партнер повторяет слово и добавляет следующее. Вы аналогично повторяете слово в слово.

Пример:

Партнер: red красный

Вы: red красный

Партнер: red красный blue голубой

Вы: red красный blue голубой

Партнер: red красный blue голубой yellow желтый

Вы: red красный blue голубой yellow желтый

Партнер:   …

И так далее

Данное упражнение развивает больше слуховую память. Также важно, чтоб партнер правильно произносил слова. 

1 минута. Также визуально запоминать слова предлагаю таким образом. Поставьте перед собой небольшой список слов. Засеките 1 минуту. В течение одной минуты читайте слова и пытайтесь запомнить. После окончания времени, убираете список слов и выписываете все слова, которые помните. Порядок не важен. Когда записали, можете сверить со списком слов.  

Данное упражнение поможет запомнить написание слов и ориентировано на визуальное восприятие. Но оно не подходит для людей, которым сложно схватывать слова «на лету» и которые только начинают изучать язык. Данное упражнение будет их только раздражать.    

Есть много других методик, например, придумывать ассоциации к словам (the same – «те саме» bush – Джордж Буш в кустах и подобное). Чем необычней ассоциация, тем лучше запомниться. Или обклеивать дом карточками со словами. Или писать список слов, про себя проговаривать. Одни методики подойдут Вам, но они не работают с другим человеком. Пробуйте, экспериментируйте, находите своё!

Как учить грамматику?      

Для большинства людей грамматика это самое больное. На самом деле, грамматику легче учить, если Вы любили математику, ведь в основном грамматика это формула. Записываете тогда правила в виде формул. Например,

Present Simple

+ = J+Vs  (утверждение равно 3 лицо единственного числа + глагол Verb вместе с окончанием s)

-= J+does+not+V (отрицание равно 3 лицо единственного числа + вспомогательное does not и плюс глагол Verb)

?= does+J+V (вопрос равен вспомогательное does  плюс глагол Verb)  

Также легче понять особенности использования, если Вы задумаетесь над способом мышления данной национальности. Почему у них есть продолжительное время? Как они видят результат? Ведь язык это  психология-менталитет данной культуры, их история. Конечно, грамотный преподаватель быстрее поможет в этом.  

Но также можно проводить аналогию с просмотром фильмов. Например, понять разницу между Past Continuous и Past Simple легче, если просмотреть, например, эпизод из фильма «Крепкий орешек 2»

Бензин лился из бака, когда самолёт взорвался. – Gas was pouring when the plane exploded.

Бензин льется – мы видим как кадр фильма делал на этом акцент, а кадр взрыва был секундной.

Касательно чтения, то чем больше читаете, тем лучше. Выберите книгу согласно вкусам и уровню. Если Вы не продвинутый уровень, не берите сложные темы. Для среднего уровня лучше брать адаптированные книги или биографии, сказки, детские книги. Выписывайте слова из книги, делайте словарь. Пробуйте пересказывать главы учебников. Задавайте себе вопросы на рассуждение. Можете организовать дискуссию с другом или подругой о прочитанном. Если у Вас мало времени, читайте новости и статьи BBC или The Guardian.  

Аналогично с аудированием. Смотрите фильмы и сериалы, которые уже видели на своём языке. Так легче будет понимать, о чем речь, и будете запоминать. Разбирайте субтитры. Сервис Puzzle English самый известный в данном направлении. Также есть множество подкастов, в том числе Flatmates на BBC, YouTube канал Easy English и многое другое.    

Для людей со стальными нервами есть хорошее упражнение на развитие слуховых навыков. Выберите аудио на английском или другом языке. Попробуйте самостоятельно записать всё, что слышите. Можно делать в несколько этапов.

1 этап – буквально пишите то, что расслышали, даже если не понимаете значение слова и не знаете, как писать

2 и 3 этап – пытаетесь услышать пробелы в Ваших записях

4 этап – либо сравниваете с transcript, либо перебираете все возможные способы написание неизвестных Вам слов и словосочетаний в онлайн-словаре.

Данное упражнение только для высокомотивированных «крепких орешков». Оно хоть и даёт хорошие результаты, но далеко не всем подходит. Если перебор, может убить всю мотивацию к изучению языка.      

Автор статьи: Наталья Жемчугова

Добавить комментарий

X